суббота, 21 июля 2012 г.

Немного об этическом диалоге...

Главная цель воспитания- счастливый человек!
 Говори, что знаешь,
Делай, что умеешь, при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно. В.А.Караковский
Доктор педагогических наук, профессор, Шемшурина Алла Ивановна является сторонником построения разговора с учащимися в форме этического диалога. И освоение техникой построения этического диалога становится основой для подготовки к конкурсному испытанию «Разговор с учащимися».
Вообще, что такое диалог? Это взаимодействие людей с целью найти решение проблемы или варианты решения.
Что такое этический диалог? (Этика – это наука о нравственной жизни человека.)
В этическом диалоге просматриваются такие подходы как личностно- ориентированный, субъектный и системный обязательно с учетом возрастных особенностей учащихся.
Структура этического диалога выглядит следующим образом:
1.      ВЫВОД ШКОЛЬНИКОВ НА ПРОБЛЕМУ.
Это может быть сделано с помощью различных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма. 
2. ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ РАЗВИТИЯ МЫСЛИ.
Основным побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы должны создать смысловую цепочку. 
3. ОБРАЩЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
Поворот «на себя» обязателен в этическом диалоге, так как он создаёт условия для осмысления школьниками своего личностного Я, высвечивает пути решения непростых вопросов личной жизни.
4. ТОЧКА НАИВЫСШЕГО НАПРЯЖЕНИЯ как кульминация предусматривает обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту, с необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации. 
5. РЕЗЮМЕ ДИАЛОГА как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Данное резюме может быть выражено как ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к рефлексии и самоосмыслению.
Таким образом, в ходе этического диалога учитель задает вопросы и ждет от детей ответы. При этом следующий вопрос должен идти от ответов, которые получает учитель. Учитель должен зорко следить за тем, чтобы дети не уводили его из темы в сторону.

Схема анализа  классного часа:
         Как решается воспитательная задача, какие положительные качества формируются у коллектива (группы) и отдельных учащихся во взглядах  (понятиях), умениях и привычках поведения?     
         Как подготовлены  учащиеся к мероприятию? Роль самих учащихся в его подготовке, как распределены поручения?
         Содержание и методика проведения:
§ идейная направленность, степень новизны информационного материала, примеров из жизни, задач, заданий, опытов, эстетическая  привлекательность исполнения и оформления;
§ разнообразие видов целесообразной деятельности организаторов и участников, приемы активизации учащихся.
§ отношение учащихся к мероприятию (интерес, внимание, дисциплинированность).




Комментариев нет:

Отправить комментарий