суббота, 25 августа 2012 г.

Соколова Ксения. Цветовая гармония личности. 

Теория и практика стиля.


«Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в жизни»
Японская народная мудрость
Я люблю цвет. Не знаю, почему и из чего выросла эта любовь.  Возможно потому, что в моём детстве цветных вещей было немного.
Нет, конечно же, цвет был; но, как правило, это были какие-то унылые цвета – разбелённый голубой, серый, мшистый зелёный…

Сочное и цветное я помню до сих пор: это красная кофта, которую привезла мне мама из Венгрии; это красивое голубое платье с вышитой клубничкой, которое меня попросили отдать соседской девочке, когда я из него выросла(а мне так не хотелось его отдавать); это красивая апельсинового цвета рубашка куклы Маши, это солнечные волосы другой моей любимицы – куклы Наташи..
Красивого цвета было так мало, что когда в деревенском магазине я увидела носки с потрясающе весёлой этикеткой, я попросила маму мне их купить. Сами носки были ужаснейшие. «Зачем они тебе?», - спросила мама. Я молчала. «Это из-за цвета картинки?» Я кивнула. Мама со вздохом прошла к кассе…
Помните, у Льюиса Кэрролла в книге «Алиса в стране чудес», главная героиня произносит: «Ну разве можно серьёзно относиться к книжке без картинок?».  А я бы сказала так: «ну разве можно серьёзно относиться к книжке без красивых цветных картинок?». Отец как-то подарил мне книжку про Золушку; своё неудовольствие я помню очень явственно – мало того, что мне подарили книжку со сказкой, которая мне не нравилась; так и еще и картинки в этой книжке были усталого коричневого цвета…
А знаете ли вы, что с точки зрения физиологии нашему глазу для спокойствия нужен нейтральный серый цвет? Вы наверняка замечали, что если вы смотрите на какой-то яркий предмет; то закрыв глаза, видите этот же предмет, но другого, контрастного цвета. Соединив эти два цвета, глаза получают так необходимый им серый цвет. Получается, что другие цвета не нужны?
… Тогда для чего они?..
Многих птиц, рыб, животных природа наградила цветом. Но видеть цвет во всём многообразии может только человек. Почему так?
Мне нравится книга Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», в одной из глав которой автор пишет: «Ум человека – основное орудие его выживания. Жизнь человеку дана, а выживание – нет. Тело человеку дано, пища – нет. Мозг ему дан, но ум – нет. Он должен действовать чтобы жить, но прежде чем начать действовать, должен понять природу и цель своих действий…..В любое время и в любом месте, пока живёте, вы свободны в выборе: думать или избегать этого усилия. Но вы не свободны от собственной природы, от того факта, что разум – это средство вашего выживания, следовательно, для вас, людей, вопрос «быть или не быть» равнозначен вопросу «мыслить или не мыслить».
Потрясающе, правда?
Получается такая цепочка – только тот, кто мыслит, может называться Человеком и только Человек видит цвет…
Представьте на миг, что краски вдруг померкли, и всё стало монохромным. Представили? Каковы ваши ощущения? И вспомните выражение: «видит всё в мрачных тонах». О чём это?
Я помню, что лет пять назад люди мне казались унылыми, погода – всегда была отвратительной, и вообще -  всё было грязным и серым. Но… каждый носит в себе свою собственную погоду; и цвета – они тоже внутри нас. Я не могу сказать, что на тот момент я  думала; скорее так – я думала, что я думала. И именно поэтому я не могла увидеть цвет, как я сейчас понимаю.
«Раскрасить мир яркими красками»  - когда мы так говорим, то, что под этим понимаем? Для меня «раскрасить мир» - значит обрести интерес, жить увлечённо, жить с удовольствием.
Цвет – это жизнь. И мир без красок представляется нам мёртвым. Цвета – это дети двух противоположностей: отца, бесцветного света, и матери, бесцветной тьмы. Между чёрным и белым — радуга; и каждый человек выбирает из цветового спектра тот цвет, который наиболее ему близок. 
Подумайте, какой цвет вы предпочитаете. Ориентируйтесь на цвет как таковой, постарайтесь не связывать его с какими-либо предметами. Представьте его: это живой, пульсирующий, манящий, ваш цвет… Какой он?
Мой  любимый цвет — синий. Мне было 4 года, когда мама привезла мне из турпоездки чудесную раскраску. На одной из страниц была изображена девочка. Я отчетливо помню, как я начала её раскрашивать — сначала синим стало платье, потом сандалии, потом гольфы. Этой красоты мне показалось мало — и синими стали волосы девочки. Я была очень довольна. По ощущениям – это был шедевр. Понесла раскраску маме, чтобы похвастаться. Мама  же ласково сказала: «Ты что, доча, не знаешь разве — таких волос не бывает...»
Следующих девочек я разрисовывала как было положено — волосы были или желтые, или коричнево-черные. Но где-то в глубине души самой красивой я считала всё-таки ту, девочку с синими волосами.
«Этот (синий) цвет оказывает на глаз странное и почти невыразимое воздействие. Как цвет это — энергия; однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя.»
Это слова Иоганна Вольфганга Гёте из его работы «К учению о цвете. Хроматика». Для меня стало неожиданным, когда я узнала, что Гёте ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества.
Однако «К учению о цвете» я прочла именно благодаря поэтичности изложения. Вернусь к описанию синего цвета
«…Как высь небес и даль гор мы видим синими, так и синяя поверхность кажется как бы уходящей от нас. Подобно тому, как охотно мы преследует приятный предмет, который от нас ускользает, так же охотно мы смотрим на синее, не потому, что оно устремляется в нас, а потому, что оно влечет нас за собою...»
Красиво! Я вообще люблю всё красивое, причём я поняла, что красивое для меня означает гармоничное. Платон писал: «Нет красоты ни в чём без гармонии».
Какое бы определение вы дали слову «гармония»?
Ели посмотреть в словарь, то там мы найдём такое определение: «Гармония(созвучие, согласие) – глобальный принцип согласования разнородных и даже противоположных частей в единое целое.»
Именно поэтому для меня не очень понятно, когда неряшливо, небрежно выглядящий человек говорит: «А у меня богатый внутренний мир, мне ни к чему хорошо выглядеть»
Вообще, на мой взгляд, навык само презентации – это очень важный навык. Есть известная поговорка: « Встречают по одёжке – провожают по уму». Могу с уверенностью сказать, что и провожают иногда тоже по одёжке. Почему так? Вспомните, каков первый закон логики? А есть А, или принцип тождества. И если человек выглядит неважно, я делаю вывод, что и внутренний мир его не так хорош.   
И если говорить о внешней гармонии, то здесь необходимо рассказать о цветотипе внешности.
Что такое цветотип? Цветотип внешности - это та палитра цветов, которая наиболее гармонично подходит для цвета ваших волос, глаз, кожи.
Впервые о цветотипах я услышала в школе: преподавательница рассказала, что есть цветовая теория времён года, но рассказала об этом очень схематично. Что существует 4 типа внешности: Зима, Весна, Лето, Осень. Ключевыми признаками она тогда назвала цвет волос  и наличие/отсутствие веснушек, и я решила, что если у меня русые волосы и есть веснушки — я девушка-Осень и стала одеваться в коричневые одёжки. Вплоть до 2 курса университета. Тогда на одну из лекций моя знакомая принесла пробники помад. Я выбрала две — они были одной насыщенности, но тон одной уходил в холодный бордовый, а другой — в теплый шоколадный цвет.
Я накрасилась и той и другой. К моему удивлению, лучше я выглядела с бордовой помадой. То есть моя внешность относилась (и относится) к холодному типу. Тогда я поняла, что признак, предложенный преподавательницей в качестве ключевого — не является таковым. И стала искать информацию.
Для себя я решила, что систему координат цветотипов внешности можно построить аналогично системе координат типов темперамента.
По каким признакам мы различаем типы темпераментов? Эмоциональная стабильность – нейротизм(чувствительность), интро-эктраверсия. То есть если мы говорим о меланхолике, то подразумеваем чувствительного интроверта, о флегматике - ? верно, интроверта менее чувствительного. Холерик – чувствительный и общительный; сангвиник – общительный и нечувствительный.
Можно ли сказать, что один человек с флегматическим темпераментом похож на другого флегматика? Нет – один будет ближе по своим качествам к сангвинику, другой – к меланхолику, один будет более скомпенсированный, другой – сильно невротизирован, и тд.
Похожую систему координат можно нарисовать и для цветотипов внешности: холодный - теплый, тёмный – светлый, и добавится ещё одна диагональ: чистый- приглушенный.
Мне кажется, что как и в случае с темпераментом, тип вашей внешности может относится и как к чисто Летнему типу(например), так и к Летне-Весеннему, Летне-Зимнему, Летне-Осеннему. Поэтому я не смогу дать вам простой алгоритм определения «своих» цветов: палитру украшающих вас тонов  вам предстоит отыскать самим. И, на мой взгляд, – это весьма увлекательно.
Как определить свой цветотип? Ключевым признаком выявления цветотипа является оттенок кожи — холодный или теплый. Посмотрите, какой цвет  - розовый или персиковый больше подходит к тону вашей кожи. Ваша задача — объективно оценить себя в зеркале, посмотреть, не теряетесь ли вы в этом цвете. Можно позвать кого-то на помощь, если сомневаетесь, но опирайтесь всё же на свои впечатления. Определившись с цветовой гаммой, аналогичным образом посмотрите какие оттенки — чистые или приглушенные, и тёмные или светлые вам больше подходят. Соответственно получается 4 цветотипа — холодный, темный, чистый(Зима), холодный светлый, приглушенный(Лето), теплый, темный, приглушенный (Осень), тёплый, светлый, чистый(Весна).
Я помню на первом семинаре, который я посетила, Михаил Ефимович произнёс такую фразу: «Не надо кардинально менять цвет волос — мужчина, который вам подходит, может вас в этом образе не узнать.»
Мне кажется, что женщинам, которые от природы имеют чисто темный цветотип (Осень, Зима) не стоит становиться блондинками. И наоборот: если дама, в типе внешности которой доминантой является свет (Летнее-Весенняя, или Весеннее-Летняя), станет жгучей брюнеткой – это не будет ей к лицу.
Почему нужно ориентироваться на свои ощущения и свое восприятие? Откуда вообще появился такой анализ?
Первым, кто заметил связь между предпочитаемыми цветами и типом внешности человека, был швейцарский художник, теоретик дизайна, и выдающийся педагог Иоханнес Иттен.
В своей книге, которая считается библией дизайна, «Искусство цвета» Иттен описывает случай, который подвел его к осознанию субъективности восприятия цвета в зависимости от внешности человека
Однажды Иттен вёл заня­тия по гармонии цветовых сочетаний. Для этого ученики должны были использовать любые по размерам круги и сектора. При этом Иттен ещё не давал им никаких определе­ний цветовой гармонии. Через несколько ми­нут ученики стали сильно волноваться: «По нашему мнению, заданные вами сочетания не гармоничны. Мы находим их противоречивыми и неприятными». «Хорошо, пусть каждый из вас даст те со­четания красок, какие он находит приятными и гармо­ничными»
Через час заполненные листы легли на пол для общего просмотра. Каждый из учеников сделал на своём листе несколько близких одно к другому со­четаний. Но при этом все работы отличались друг от друга.
( Отвлекусь от этого эпизода. Вы наверняка замечали, что копии картин немного, но отличаются от оригинала?  И есть выражение: «каждый художник рисует себя». А как вы думаете - почему?)
Ученики Иттена с удивлением признали, что каждый из них об­ладает своим собственным представлением о гармо­ничности цветовых сочетаний. Следуя внезапной догадке, Иттен взял один из листов и спросил одну из учениц: «Это ваша работа?». «Да», — сказала она. Иттен угадал авторов всех оставшихся листов и раздал им. Интересно, что во время выполнения этого за­дания Иттена не было в классе, и поэтому он не мог знать, что делал каждый из учеников. Затем ученики должны были держать листы перед собой таким образом, чтобы каждый мог одновременно видеть  лица друг друга и написанные ими цветовые сочетания. За первоначальным недоумением возникло веселье, потому что все ученики заметили удивительное сходство между выражением их лиц и со­зданными ими цветовым сочетаниями. «Сочетания цветов, созданные в качестве гар­моничных каждым из вас, представляют собой ваше субъективное цветовое восприятие. Это — субъективные цвета», - этими словами Иттен закончил свой урок.
То есть, понять какие цвета будут Вас украшать, можно и из Ваших цветовых предпочтений. Помните, с чего я начала свой доклад? Если бы в своё время я правильно интерпретировала свою детскую страсть к холодному синему, я не стала бы наряжаться в коричневые и желтые тона.
Более того — недавно, изучая материалы по цвету, я прочитала, что существует цветовое соответствие для каждого типа темперамента.
Когда я прочла, что меланхолику соответствует синий цвет я сразу догадалась, какие цвета соответствуют оставшимся трём темпераментам.
Давайте Вы тоже попробуете это сделать. Итак, какой цвет соответствует холерику?(красный) Сангвинику?(желтый) Флегматику?(зеленый)
То есть, когда я в 4 года разрисовывала всё синим, я тем самым не только говорила о своём внешнем цветотипе, но и рассказывала о своём темпераменте. Дети всегда конгруэнтны. Важно, чтобы рядом с ними были умные и понимающие взрослые. К сожалению, рядом со мной не оказалось педагогов, подобных Йоханнесу Иттену, который писал, что «только одаренный воспитатель, то есть обладающий врожденным педагогическим чутьем, будет обязательно уважать и защищать в каждом маленьком человеке неповторимое чудо рождения новой личности».
Вообще, связь внутреннего устройства человека с цветом находит своё отражение в религиозных учениях и эзотерических повествованиях. Наверняка вы слышали о таком понятии, как  «аура».  Какое бы определение вы дали этому слову?
В словаре Ожегова находим такое определение: «Аура - изображаемое как нимб, ореол, сияние вокруг головы, тела, представляемое как проявление души, духа»
Я с некоторым недоверием отношусь к околоэзоерическим понятиям, но то, что душа человека и его дух определённым образом резонируют с определенным цветом — мне кажется несомненным.
Когда мы говорим о том, что некий предмет - «красный», что это означает? Давайте попробуем расшифровать. Почему летом рекомендуется носить белую, светлую одежду и не рекомендуется носить черную?
Черный цвет- поглощает все световые волны, а белый – все отражает. Именно поэтому в светлой одежде легче переносить жару. Когда мы говорим о том, что некий предмет - «красный»,  это означает, что материал из которого сделан данный предмет, поглощает все световые волны, за исключением красного. На мой взгляд, похожее происходит и с внутренним миром человека: свет, проходя через внутренний мир человека, этим миром поглощается и отражается только тот цвет, который может быть этим "материалом", то есть внутренним устройством отражен. То есть ваш любимый цвет – это в прямом смысле слова отражение вас. По тому цвету, который вам нравится, можно понять в каком психологическом и физиологическом состоянии вы находитесь; как вы мыслите, чувствуете, к какому роду деятельности расположены.
Когда я прочла о связи между цветом и темпераментом, я в этот момент осознала, что всегда ассоциировала людей с каким-либо цветом. Так, мой брат был для меня желтого цвета, а отец — черного. Брат сангвиник, отец — был меланхоликом. Почему возник черный цвет? Конечно же, это личное отношение, но на мой взгляд присутствует и еще один момент: меланхолику очень легко провалиться в черную дыру самобичеваний, самокопания, уныния, тоски.
Само слово «меланхолия» знаете от какого слова происходит? Др.греч μελανχο «меланхолия» состоит из двух слов -  из ς «чёрный, тёмный» + «желчь; гнев». Мой отец был сильно невротизирован, возможно от этого и появился черный цвет.
Раньше я думала, что только меланхоликам свойственно уходить в черноту. Но проанализировав цветовую звезду Иттена (это звезда, построенная на основе цветового круга и созданная при смешении его цветов с цветами ахроматического ряда – белыми и черными, то есть при осветлении и затемнении цвета),
а также то, что в моём восприятии цвет брата с ярко-жёлтого изменился с течением лет на грязно-жёлтый; я поняла, что это моё суждение было ошибочным. Каждый человек, независимо от темперамента, если не идёт в сторону развития – повышает уровень своего невротизма. Я представляю это, как флажок на закладке «яркость» в программе Photoshop: вы двигаете курсор в одну сторону – и краски на картинке высветляются; двигаете в другую – и цвета меркнут. То есть скомпенсированный человек в моём восприятии имеет более светлый цвет, нежели человек, который не работает над собой. Кстати, аура Иисуса Христа была, как думаете, какого цвета? Белого.
С момента, когда я осознала свою особенность ассоциировать людей с цветом, я стала просить окружающих ответить на вопрос: какой цвет вы любите? Как правило, любимый цвет и тот цвет, с которым я ассоциирую человека, совпадают. Интересен один случай несовпадения: моя знакомая, которую я ассоциировала с желтым цветом, сказала, что любимый — зеленый или синий цвет. Я была в недоумении. Объяснила ей причину. На что она ответила: «Ты знаешь, а правда — всегда была желтый цвет, сколько себя помню, с самого детства. Но сейчас почему-то синий». Надо отметить, что за несколько дней до этого умерла её мать, в семье была непростая ситуация: брат и муж втягивали её в свои разборки. И она рассказывала, что если раньше страшилась одиночества, то сейчас, придя одна в опустевшую квартиру матери, она чувствовала себя там хорошо. Цвета холодной группы действуют успокаивающе, именно поэтому и моя знакомая в этот период жизни выбрала их.
Предпочтение, отдаваемое одному цвету и неприятие другого, имеют определенное значение. Изучением связи цвета и психоэмоционального состояния человека занимался другой знаменитый швейцарец и последователь Иттена, создатель знаменитого цветового теста. Его имя вы конечно же знаете. Итак? Верно, Макс Люшер. Усеченная версия теста Люшера состоит из 8 цветов и психологически здоровый человек выбирает в качестве первых — цвета соответствующие 4 типам темперамента.
Десятки тысяч опытов с цветовым тестом показали, что влияние цвета существует везде и оно не зависит от расы, пола и социального положения.
В заключение я хотела бы привести отрывок из книги Иоханнеса Иттена «Искусство цвета»:
«Формирование художника должно исходить из его субъективной предрасположенности к определённой цветовой гамме и формам. Для воспитания вообще и художественного воспитания в частности, знание субъективных цветовых предпочте­ний имеет большое значение. Естественный метод воспитания должен дать каждому ребёнку возможность органически развивать свою ин­дивидуальность. Предпосылкой этому служит умение воспитателя распознать способности и возможности своих учеников. Субъективные цветовые предпочтения открывают путь к познанию индивидуальных особенностей мышления, чувств и поведения ученика. Помочь найти присущее только ему тяготение к тому или иному цвету или фор­ме, значит помочь ему открыть самого себя
 Соколова Ксения, ведущая цикла "Цветовая гармония личности" в Клубе КРОСС-"Эрмитаж", СПб (руководитель Татьяна Лихачева)

Комментариев нет:

Отправить комментарий