среда, 13 ноября 2013 г.

ПОЗНАКОМИЛАСЬ С  НОВЫМ АВТОРСКИМ ТРЕНИНГОМ БОРИСА ЛИТВАКА, ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, НА УРОКАХ МЫ КАК РАЗ ЗАТРАГИВАЕМ ВСЕ ЭТИ ВОПРОСЫ. НАДЕЮСЬ, МОИ УЧЕНИКИ И РОДИТЕЛИ ОБРАТЯТ ВНИМАНИЕ НА ЭТУ СТАТЬЮ И ПРИБЛИЗЯТСЯ К УСПЕХУ! И.
Борис Литвак.
"Живой" семинар.
Самооценка и жизненный путь.
Успех или неудача.
Как формируется программный код?
В любом книжном магазине вы найдете массу литературы посвященной успеху. Книжные полки просто пестрят броскими названиями: «Законы успеха», «Как стать миллионером», «Как привлечь к себе деньги», «Программируем себя на успех» и еще много чего в том же духе.
Мы знаем закон рынка, что спрос рождает предложение. Ведь все эти книги пишутся не просто так, а для кого-то. Действительно, большое количество людей пытаются найти ответ на вопрос, как стать успешным. Они покупают эту литературу, в попытках найти простые и действенные советы по достижению успеха.

И кстати нужно сказать, что и в книгах и на просторах Интернета действительно можно найти ряд вполне эффективных рецептов. Казалось бы, что еще надо. Просто следуй проверенным советам, и ты добьёшься успеха.
К сожалению, в реальной жизни не все так просто.
Далеко не каждый человек, изучивший рецепты успеха, может их реализовать на практике и добиться желаемой цели. И встает вопрос почему? Ведь вроде бы простые и понятные рецепты достижения успеха. А результата нет.
Причина, по которой у человека не получается встать на путь успеха находится несколько глубже. У каждого из нас есть психологические механизмы, часто неосознаваемые механизмы, которые в действительности управляют его поведением. Человек может десять раз прочитать про поставленную цель, и даже сформулирует ее для себя на бумаге, но ничего не сделает для того, чтобы к ней продвинуться. Возникает какой-то стопор. Вроде цель есть, и понятно, что нужно делать, но почему то не делается.


Не получается двигаться в запланированном направлении, потому что цель мы ставим на уровне сознания, а управляют нами во многом подсознательные механизмы. Именно эти механизмы формируют определенный программный код, который может способствовать достижению успеха, а может приводить к неудачам. Какие механизмы, и к какому результату ведут человека, мы попытаемся разобрать в этой статье.

На семинарах я часто задаю вопрос, как у человека формируется тот или иной психологический механизм. В большинстве случае все хором отвечают, что закладывается он в детстве. А когда спрашиваешь, а кто его закладывает, то тот же хор отвечает, что родители. Так ли это на самом деле?

Не совсем так. Родители действительно оказывают на детей определенное воздействие, но нет чёткой линейной зависимости, позволяющей утверждать, что если на ребенка оказывалось такое-то воздействие, то это приведет к формированию строго такого-то механизма. Если бы так было, то очевидно, что дети, воспитывающиеся в одной семье и находящиеся под сходным психологическим воздействием, должны были бы быть похожи друг на друга по характеру. В реальной жизни мы наблюдаем другую картину, когда воспитанные в одной семье дети очень сильно отличаются друг от друга по характеру.

Кто же тогда формирует сценарные механизмы у ребенка?
Ответ довольно простой – сам ребенок и формирует. Родители, и не только они, а все, кто окружает ребенка в первые годы жизни, оказывают на него определенное воздействие, а ребенок сам выбирает каким образом на это воздействие реагировать. И в зависимости от типа реакции и последствий его реакции, у ребенка и формируются подсознательные психологические механизмы, которые программируют его дальнейшее поведение, хотя он этого уже не осознает.

На любое воздействие, которое входит в противоречие с интересами ребенка, он может отреагировать несколькими способами:
1. Адаптация. Ребенок выполняет требования взрослых, опасаясь, что невыполнение требований приведет к каким-то негативным санкциям. Часто возникает страх, что невыполнение требований родителей приведет к тому, что родители от него откажутся. Единственный вариант сохранить отношения с родителями и быть принятым, это выполнить их требования, нравится это или нет. При этом обязательно происходит падение самооценки, до тех пор пока требование не выполнено, и не получено родительское одобрение. При нарушении установленных правил и неисполнении ожиданий родителей ребенок может испытывать ощущения:
• Брошенности
• Ненужности
• Ущербности
• Собственной никчемности
• Что его никто не любит
• Что он недостоин любви

Эти ощущение либо проходят, либо существенно уменьшаются в том случае, когда ребенок подстраивает под ожидания взрослых и получает за это их одобрение.

2. Протест. Ребенок активно сопротивляется требованием взрослых и даже демонстрирует противоположное поведение, от того, чего от него ожидают. При этом ребенок изначально испытывает те же чувства, брошенности, униженности, слабости, но они для него настолько болезненны, что он принимает решение доказать, что он на самом деле сильный. Чтобы не испытывать падений самооценки и чувств «слабости» ребенок принимает решение демонстрировать свою силу и начинает противостоять воздействию.

3. Свободный выбор. При свободном выборе ребенок может, как выполнить ожидания взрослых, так и воспротивиться им. Кардинально отличие от реакций протеста и адаптации заключается в том, что ребенок не относит родительское воздействие к своей личности. Не возникает тех чувств «слабости». Какое бы решение не принял ребенок, оно не сопровождается падением самооценки.
Например, ребенок игрался на площадке, баловался и случайно толкнул девочку, которая упала и расплакалась. Подбежали встревоженные родители девочки и начали причитать вокруг плачущей девочки, и говорить какой нехороший мальчик, который обидел девочку. Родители мальчика испытывают неловкость за своего сына и хотят как-то нивелировать неприятную ситуацию. Тогда они подзывают сына и убеждают его, что он должен извиниться перед девочкой и пообещать, больше так не делать. Ребенок сначала отказывается, но родители усиливают давление, обещая, что не будут с ним разговаривать, т.к. он плохой и балованный ребенок и обидел девочку, и не слушается родителей.

Ребенок может испугаться, что родители от него откажутся, раз он такой плохой, и нужно быстро выполнить их требование. Мальчик извиняется перед девочкой, то есть реагирует адаптацией. При этом он чувствует что его «продавили», что он слабый, ненужный. Чувствует, что родители стали не на его сторону. И чтобы такое не повторялось, он должен вести себя примерно. Не баловаться, не бегать, а вести себя так, как хотят родители.

Другой ребенок может напротив, может «упереться рогом» и не извиняться ни в какую. И все кары, обещаемые ему родителями, лишь укрепляют его в позиции «стоять до конца». На самом деле ребенок, когда его начали заставлять извиняться ощутил свою слабость, и понял, что если он пойдет на поводу у родителей, то ощутит себя полным ничтожеством и чтобы избежать этого ощущения, он решает до упора стоять на своем.

В случае свободного выбора, ребенок может, как извиниться, так и не извиняться. Здесь важно то, что он не будет испытывать ощущения слабости, ненужности.
Справедливости ради нужно сказать, что в ряде случаев родители напрямую программируют детей на протест или адаптацию. Например, ребенок может пожаловаться, что его побили во дворе. Одни родители скажу, ты чего пришел хныкать. Возьми палку, кирпич, дай сдачи, но не плачь. Тогда ребенок поймет, что слабым его родители не принимают, и он должен быть сильным. И теперь на любое поведение окружающих, которое он воспринимает, как посягательство на себя, он обязательно должен себя отстоять, обязательно должен противодействовать.

А другие родители, могут убеждать побитого мальчика, что драться не выход, что нужно потерпеть, смотреть, есть ли хулиганы, прежде чем идти. И такие родители могут приучить ребенка к покорности, терпению, слабости.

От чего зависит, какой тип реагирования выберет ребенок. Я считаю, что здесь два фактора:

1. Генетика. По моим наблюдениям важную роль играет темперамент. Дети холерическим и сангвиническим темпераментом чаще дают протестные реакции. Флегматики и меланхолики больше склонны к адаптации. Обратите внимание на слово «чаще», которое означает, что это не 100% зависимость. Те же флегматики нередко реагируют протестом, просто их протест, в отличие от холериков не громкий, а тихий.

2. Сила воздействия. На сколько сильным оказывается воздействие окружающих ребенка людей. Сильное воздействие может приводить к тому, что и холерики начинают реагировать реакцией адаптации.
Еще нужно отметить, что реакция переходит в психологический механизм, когда воздействие оказывается регулярно. Разовая ситуация не так часто приводит к формированию механизма.

И еще один нюанс. Адаптация и протест эта две стороны одной медали. Довольно часто человек с ярко выраженной адаптивностью, может неожиданно упереться и отстаивать свою позицию. Те же дети, на которых родители не могли нарадоваться, в подростковом возрасте становятся совершенно неуправляемы, а по сути начинают просто противиться родительскому контролю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий