вторник, 4 февраля 2014 г.

Предпрофильная профориентационная работа

Предпрофильная подготовка в МКОУ Лицей №9 представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующая их самоопределению.

Проходит профориентационная работа  в несколько этапов:
1.     Подготовительный этап, в  сентябре,  на котором проходит собеседование администрации с классными руководителями и тьюторами для подготовки материалов и составления плана работы.


2.     Информационный этап. В сентябре-октябре:
·        Информирование учеников для досугового самоопределения, какие кружки, секции, факультативные и кружковые занятия можно выбрать для реализации своих потребностей
·        Информирование о профильных классах в нашей школе, проведение классных часов: «Цели и задачи предпрофильной подготовки», “Сто дорог – одна твоя”,  “Как претворить мечты в реальность”, «Кто вы - художник или мыслитель?», тренингов «Планета профессий», «Твоя профессиональная карьера»
·        Информирование родителей о возможных вариантах выбора., проведение родительских собраний: «Поиск верного пути», «Организация предпрофиля и профиля в Лицее», “Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе”, “Медицинские аспекты при выборе профессии”, "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении".
·        Организация  встреч уч-ся с их родителями - представителями различных профессий, обычно я предлагаю родителям выступить перед своими детьми по плану:
o    Основной вид деятельности в вашей профессии
o    Сопутствующий вид  деятельности
o    Качества, нужные для этой профессии
o    Медицинские показания и противопоказания (у детей вызывает живой интерес и много задают вопросов)

·         Проведение экскурсий на предприятия и в организации, это на протяжении всего учебного года, например: 10-классники посетили Сбербанк, Службу судебных приставов, Полицию, Пенсионный фонд, Хлебокомбинат, работа идет так же с Бизнес-инкубатором, организуются экскурсии в ВУЗы Кирова, встречи с выпускниками нашей школы, уч-ся участвуют  в работе ярмарки  вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда Центра Занятости, в Днях Открытых дверей учебных заведений.
  • Работа с библиотекой по созданию выставок книг, журналов, в которых можно найти информацию о профессиях, а так же работа с медиком, она  проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
3.     В ноябре-декабре следующий этап – диагностический.  Здесь активнее в работу включаются школьный психолог и специалисты Центра Занятости.

Диагностика интересов, потребностей и склонностей, составление карты интересов;
- диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках, уровень тревожности, определения уровня мотивации
Диагностика возможностей детей:
- анализ результатов успеваемости; беседы с учителями-предметниками
- анализ результатов внеурочной деятельности;
- проведение экспресс-диагностики, (определение типа мышления, ведущего полушария, уровня развития познавательных интересов, типа темперамента, профессиональных склонностей, в старших классов – общий уровень умственного развития и способности обучения в ВУЗах). Проведятся методики « Профиль» (карта интересов  в модификации Резапкиной Г., «Опросник профессиональных склонностей» Йовайши Л., «Опросник профессиональных предпочтений» Холланда Дж. )
·        Идет выявление образовательного запроса детей, им выдаются анкета, в которой они ранжируют предметы по степени интереса к ним, позднее учащиеся определяют предметы, которые они хотели бы изучать.
· Анкетирование родителей: выявление запросов родителей в аспекте предстоящего перехода на предпрофильную подготовку. На родительских собраниях было предложено отметить те предметы, которые они считали необходимыми для развития их детей.

4.     На следующем аналитическом этапе в январе: идет анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося.
Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей.
Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций. Каждый родитель получает на руки результаты тестирования, по ним может проанализировать возможность обучения в желаемом профиле, а так же есть возможность ознакомиться непосредственно с каждым результатом (в дневнике педнаблюдений, который ведется в 5 класса)

5.     На пятом обобщающем этапе, в феврале-марте проходит индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики и выбору предпрофиля или профиля в 9 классе, а так же индивидуальное консультирование родителей по итогам работы.

Как итог, в апреле-мае - оформление на каждого учащегося профориентационной или профконсультативной карты, оформление портфолио ученика
Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов образовательного маршрута после окончания 7 класса.
“Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации.

 Итак, чтобы правильно выбрать будущий профиль и, соответственно, будущую профессию, необходимо ответить на 3 вопроса:

ХОЧУ – профессиональные интересы и склонности

МОГУ – оценить свои способности, здоровье, профессиональные качества.

НАДО – узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда и что нужно сделать, чтобы получить нужную профессию.

 В этом мы всеми силами стараемся помочь каждому ученику. Спасибо!



Комментариев нет:

Отправить комментарий