вторник, 10 декабря 2013 г.

Сегодня состоялся первый тренинг для родителей 5 класса «Правила в жизни ребенка: для чего? Какие? Сколько?». Мне было очень интересно работать, участники просто замечательные, они были активны и доброжелательны. Спасибо всем, кто пришел. Надеюсь, что материалы будут использованы в семейном воспитании, каждый получил буклет на память. И. 


Сценарий собрания ниже под фотографиями.






Сценарий собрания:
Родительское собрание
 «Между запретом и поощрением». 5 класс
В классе стулья стоят в кругу. На доске написано название встречи: «Правила в жизни ребенка: для чего? Какие? Сколько?».

● Почему мы сегодня говорим об этом?
● Договоримся о терминах: как мы понимаем слово «правило».
● Правила и возраст.
● Зачем нужны правила?
● Как поддерживать правила в семье?

Разминка.
Встаем кругом. Приветствие.
Предлагаю вам поменяться местами тех, кто
- любит своего ребенка,
- волнуется за своего ребенка,
- любит смотреть кино фильмы,
- любит читать,
- любит проводить время со своими детьми,
- любит ходить с ребятами на каток,
- на лыжах.
Спасибо, очень рада, что практически всегда вы менялись местами, нашим детям повезло, что у них читающие, катающиеся на лыжах и коньках родители.
Тема нашего классного часа «Правила в жизни ребенка: для чего? Какие? Сколько?».
Первый вопрос для обсуждения – «Почему мы сегодня говорим об этом?».
Дети перешли в 5-й класс. Первые месяцы обучения происходит адаптация к новому пространству, новым людям и новым требованиям.
-Давайте поговорим о правилах жизни, когда этот период завершен, и дети успешно адаптировались. Возраст, в который вступили дети, называется младшим подростковым. Они уже не ученики начальной школы со всеми особенностями, присущими данному возрасту. Но это еще не подростки со всеми подростковыми проявлениями. У пятиклассников можно увидеть черты и одного и другого возраста. То они доверчивы и расположены к общению, то, наоборот, отрицают всё, что говорит им взрослый. Иногда родители и педагоги могут влиять на выборы, которые делают ребята, а иногда они будут делать всё что угодно, лишь бы действовать не так, как сказал взрослый. Пятиклассники претендуют на расширение своих прав. Они хотят быть более свободными в принятии решений. Уникальность этого возраста – в том, что, хотя требования к ученикам возросли, готовность слышать взрослого у них еще высока. Это благоприятный период для того, чтобы договориться с детьми про определенные правила, которые будут актуальны и для подросткового возраста.
РАЗНОВИДНОСТИ  ПРАВИЛ
Необходимо договориться о терминах – прежде всего о том, как участники понимают слово «правило». Ведущий просит родителей привести примеры правил, которые существуют во взрослой жизни. Ответы записываются на доске. При этом педагог группирует их по трем смысловым группам:
● приветствовать  знакомых людей при встрече, звонить родным людям,
приглашать друзей в гости…;
● выполнять правила дорожного движения, осторожно обращаться с огнем, пристегивать ремень безопасности в самолете…;
● не опаздывать на работу, соблюдать правила внутреннего распорядка, корпоративные правила.
Записывая ответы родителей, ведущий не называет вслух эти группы. Затем он просит родителей догадаться, по какому принципу объединены правила. Обычно родители дают верный ответ: первый список – правила общения, второй – правила безопасности, третий – правила дела (деятельности)
? - «Когда вы слышите слово “правила”, какие ассоциации у вас возникают?». Как правило, в ответ звучат и положительные, и отрицательные ассоциации («клетка», «порядок», «быть как все», «обезличенность», «чувство уверенности»…).
Подводя итог, ведущий говорит о том, что в жизни любого человека есть три группы правил: общения, дела, безопасности. В жизни ребенка такие правила тоже есть. Отношение к правилам неоднозначное. Это можно увидеть и на примере взрослых: во время обсуждения звучали как положительные, так и отрицательные ассоциации. Школьники к правилам относятся так же. Любой ребенок скажет, что правила нужны, но и нарушать правила детям нравится. Взрослые должны учитывать это, вводя правила для детей.
ГЛАВНЫЕ КРИТЕРИИ
Теперь участникам встречи необходимо сформулировать и обсудить, что же такое правило?
Правила – это осознанные, целесообразные, введенные заранее и касающиеся всех требования к поведению.
Опираясь на это определение, можно сделать несколько выводов.
-Правило должно описывать желаемое поведение. Призыв взрослых к детям: «Не шумите!» нельзя назвать правилом, так как здесь нет описания желаемого поведения.
Второй вывод из определения: правила – ограничения осмысленные. В них должна быть видна «нужность» или справедливость. Почему нужно молчать? Какой в этом смысл? И как долго ребенок должен подчиняться этому правилу? Возможный вариант объяснения: «Когда бабушка отдыхает, нужно заниматься только тихими видами деятельности».
Третий вывод. Правила сильны только тогда, когда их выполняют все и всегда. Правила постоянны, они не меняются каждый раз на новые. Конечно, всегда есть исключения. Но их не должно быть много, и ребенок должен понимать, почему это исключение введено и как долго оно продлится.
Четвертый вывод – правило вводится заранее, до того, как произошла та или иная ситуация. Если взрослые поехали с детьми в парк и не договорились о том, как себя вести, нельзя наказывать ребят за поведение, которое они продемонстрировали. Родители или педагоги, попавшие в такую ситуацию, должны сделать вывод о том, какие правила необходимо ввести в следующий раз.
ОТЛИЧИЕ ТРЕБОВАНИЙ  ОТ ПРАВИЛ
Договорившись о том, что такое правило, необходимо поучиться применять это определение, анализируя то или иное предписание. Классный руководитель просит родителей разбиться на мини-группы по 5−7 человек. Каждая группа получает одинаковый набор карточек (Приложение). Задача – разложить карточки в две стопки: «правило» – «не правило». При этом педагог говорит о том, что важно обратить внимание именно на формулировку. Она может кому-то из родителей лично не нравиться, они
могут быть категорически против такого требования. В данном случае это неважно.
На работу групп отводится около 5 минут. Затем каждая группа представляет результат. Представитель от группы читает первую карточку и говорит о том, можно ли назвать это требование правилом. Ведущий спрашивает другие группы, согласны они с этим или нет, и если не согласны, то почему. В случае, если группы не могут прийти к общему решению, его принимает педагог. Главный критерий для определения того, правило ли это, – соответствие определению. В большинстве случаев мнения родителей расходятся. На этом этапе часто происходят споры, отражающие уровень сложности разговора. Ведущий, подводя итог обсуждению, об этом говорит. Не все требования, которые взрослые предъявляют ребенку, являются правилами. Но если они хотят, чтобы ребенок меньше на них обижался, вел себя рационально, нужно в большей степени опираться на правила.
БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ?
Следующий этап семинара – разговор о том, зачем нужны правила. Он проводится в трех мини-группах. На этом этапе каждая группа получает свое задание.
1. Первая должна ответить на вопрос: что происходит с ребенком, если правил, которые ему транслируются, очень много?
2. Вторая группа получает для обсуждения вопрос: что происходит с ребенком, если правил совсем мало?
3. Третьей группе достается вопрос: что происходит с ребенком, если правила, которые ему предъявляют, противоречат друг другу?
 Каждой группе предлагается описать состояние ребенка при таком воспитательном воздействии родителей и назвать качества, которые в результате у него формируются.
После пятиминутного обсуждения группы представляют результаты своих размышлений. Обычно родители говорят о том, что во всех случаях ребенок вырастает тревожным, безынициативным, не умеющим выстраивать свою жизнь. Для того чтобы ребенок рос активным и уверенным в себе, необходимо достаточное количество правил. Но очень трудно заранее просчитать, какое количество правил должно быть в жизни каждого ребенка. Достаточность определяется возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями и теми видами деятельности, в которые он включен.
ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ  ПРАВИЛ
 Известный психолог Ю.Б. Гиппентрейтер в своей книге «Общаться с ребенком? Как?» пишет о том, что в жизни ребенка должны присутствовать четыре группы правил. Каждая группа обозначена своим цветом.
● «Зеленая группа» правил. В «зеленую» группу включается всё, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению, или желанию (например, с кем дружить, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться). Родители, вводя в жизнь ребенка «зеленые правила», должны понимать, что ответственность за действия в рамках этих правил несет сам ребенок. Взрослым могут не нравиться решения, принимаемые детьми. Но дав ребенку самостоятельность, необходимо предоставить и возможность прожить последствия принимаемых решений (как позитивных, так и негативных).
● «Фиолетовая группа». В эту группу входят действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Например, сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 20.00. Можно гулять во дворе, но за его пределы не уходить. Ю.Б. Гиппенрейтер пишет, что эта зона очень важна, поскольку именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине. Родитель помогает ребенку сдерживать непроизвольные
импульсы, быть осмотрительным, учит контролировать себя.
● «Оранжевая зона». Здесь находятся такие действия ребенка, которые, в общем, не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств допускаются. Например, не ложиться спать в новогоднюю ночь.
● «Красная зона». В эту зону включаются действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Этот список подводит ребенка к моральным нормам и социальным запретам. Например, нельзя говорить неправду, воровать, унижать других людей и т.д.
На этапе индивидуальной работы классный руководитель дает родителям задание: проанализировать правила, которые есть у них в доме. К какой цветовой зоне их можно отнести? Все ли зоны представлены в тех правилах, которые регламентируют жизнь ребенка дома? На размышления дается 2−3 минуты. После этого педагог просит родителей сказать, к чему привели их размышления. Часто родители говорят о том, что есть «красные правила» и их много. «Зеленых» обычно бывает очень мало.
Делаем вывод, что для полноценного морального развития ребенка важно, чтобы в его жизни присутствовали все эти группы.
ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ
Следующий этап работы связан с размышлением о том, какие правила важны ребенку в тот или иной возрастной период. Важно понять, как меняется роль правил в зависимости от возраста. Правила входят в жизнь ребенка очень рано. Как только малыш проявил собственную активность – появилось правило. Пальцы в розетку нельзя. Игрушки убрать. В песочнице нужно делиться игрушками. В самом начале встречи участники с помощью ведущего выделили три группы правил: безопасности, деятельности, общения. Все три группы есть в жизни человека любого возраста. Но в разные возрастные периоды их значение различно: одни более важны для развития ребенка, другие – менее.
В дошкольном детстве самыми важными являются правила безопасности. В младшем школьном возрасте необходим акцент на правилах деятельности, прежде всего учебной. Для подростка на первый план выходят правила коммуникации. Меняется также роль взрослого в введении и удержании этих правил на разных этапах.
Дошкольное детство. Взрослый вводит правило, выступает в качестве образца, контролирует выполнение, поддерживает ребенка или вводит санкции.
Начальная школа. Первые два года обучения взрослый вводит правила. Он является образцом для ребенка, контролирует выполнение, вводит санкции. Важное отличие проявляется в том, что в той деятельности, которая хорошо знакома ребенку, взрослый помогает ему выйти на новый уровень – создание правил. В качестве образца выступают еще и сверстники. Взрослый должен знать и понимать это.
Подросток. Взрослый помогает подростку вывести правила самому. К этому возрасту ребенок накопил достаточный опыт жизни по правилам. Дети очень хорошо знают, «что такое хорошо, а что такое плохо». Возможность самому определить для себя правила дает подростку почувствовать себя взрослым, повышает ответственность за их выполнение. Взрослый выступает образцом не только в том, как следовать правилу, но и в отказе от правила.
Пример зачитать!
Сын: Я хочу ХВОХ
Мама: Зачем?
Сын: Я буду играть. Это здорово. Там можно двигаться.
Мама: А почему у тебя все еще его нет?
Сын: Потому что ты не покупаешь!
Мама: А почему я не покупаю?
Сын: Потому что у тебя денег нет.
Мама: Совсем-совсем нет?
Сын: Есть, но на ХВОХ ты их не потратишь
Мама: А почему?
Сын: Потому что ты их тратишь на другие вещи.
Мама: На какие?
Сын: Наверное, на более нужные.
Мама: Что может изменить ситуацию?
Сын: Если мы будем меньше тратить?
Мама: От чего ты готов отказаться ради ХВОХ?
Сын: От кино и конфет
Мама: Можешь посчитать, сколько за месяц сэкономишь таким образом?
Сын: Около тысячи
Мама: Сколько месяцев будешь так копить на ХВОХ?
Сын: Полтора года.
Мама: Можешь подождать полтора года? Пожить полтора года без кино и конфет?
Сын: Нет
Мама: Есть еще идеи?
Сын: Я пойду работать?
Мама: Куда тебя возьмут в 11 лет работать? Кто тебе будет платить?
Сын: Никуда. Не знаю.
Мама: Пока ты этого не знаешь, пока не придумал, как зарабатывать деньги, что еще ты можешь предложить для достижения цели?
Сын: Тебе надо больше зарабатывать.
Мама: Прекрасно. Можешь подсказать, как мне больше зарабатывать?
Сын: Больше работать.
Мама: А где мне взять на это время?
Сын: Что-то другое не делать.
Мама: Например? Не спать, не есть, не отдыхать я не могу. Куда еще уходит мое время?
Сын: Ты еще ходишь в магазин, готовишь, моешь посуду.
Мама: Что еще?
Сын: Еще пылесосишь
Мама: Что из этого я могу не делать? Кто будет делать это вместо меня?
Сын: Я могу пылесосить, мыть посуду.
Мама: Супер! Я как раз собиралась покупать посудомойку. Она стоит столько же, как ХВОХ. Но если посуду будешь мыть ты, то посудомойка мне не нужна. Ты готов мыть посуду каждый день, если мы купим ХВОХ?
Сын: Конечно!
Мама: Ты готов мыть полгода посуду, пока снова не накопим на посудомойку?
Сын: Готов.
Мама: А если ты не выполнишь договоренность? Если я куплю ХВОХ, а ты откажешься мыть посуду? Как мне тогда поступить?
Сын: Ну, будет честно, если ты заберешь у меня ХВОХ
Мама: А если ты наиграешься за два дня, ХВОХ тебе надоест и ты перестанешь мыть посуду? У меня тогда не будет ни денег на посудомойку, ни чистой посуды. Что я буду чувствовать? Что бы ты почувствовал на моем месте?
Сын: Что меня обманули.
Мама: Ты будешь дальше продолжать верить человеку, который тебя обманул?
Сын: Нет.
Мама: Будешь дальше с ним о чем-то договариваться, что-то для него делать?
Сын: Нет.
Мама: У тебя будут еще какие-то желания, после того, как ХВОХ получишь?
Сын: Конечно.
Мама: То есть, ты понимаешь, что если ты, получив ХВОХ, нарушишь условия нашей договоренности, то дальнейшие твои желания я не буду стараться выполнить? Ты понимаешь, что в твоих интересах выполнять условия договора?
Сын: Конечно.
Мама: Что может помешать тебе выполнить условия?
Сын: Я могу устать.
Мама: Как предлагаешь решать проблему?
Сын: Давай у меня будет выходной от посуды в воскресенье
Мама: Хорошо. Договорились?
Сын: Договорились.

Сравните с другим диалогом:

Сын: Я хочу ХВОХ
Мама: Давай я куплю, но за это ты всегда будешь мыть посуду в течение года, кроме выходного дня. А если не будешь, то я тебе больше никогда ничего не куплю.

Вроде бы договоренность по факту та же самая. Но результат – разный. Во втором случае условия ребенку навязаны взрослым. В первом случае — ребенок сам (с помощью наводящих вопросов) пришел к договоренности, а значит уровень осознанности и ответственности за соблюдение условий договора будет выше. И еще ребенок получил опыт решения жизненной задачи.

В этот период ребенок осознаёт относительность правил. Разговаривая о подростках, нельзя забывать еще про один аспект – это роль сверстников. Для подростков их сверстники выходят на первый план. Потребность в общении определяет все сферы жизни ребенка. Нельзя обойти ее и в разговоре о правилах. Для младших подростков объединение в группы необходимо, в том числе и для того, чтобы предъявлять и отстаивать собственные правила. Родители должны понимать, что отстаивание своих правил – очень важный период взросления. Если ребенок этому не научится, во взрослой жизни ему будет очень трудно отстаивать свои права. Но и спорить с ребенком до бесконечности – тоже не лучший выход из положения. В такой ситуации необходим договор. Кроме того, важно не забывать про четыре цветных зоны. Появление этих групп правил поможет ребенку почувствовать свою взрослость, понять, что есть сферы его полной самостоятельности.
ПРИМЕНЕНИЕ  САНКЦИЙ
Вводя правила, необходимо помнить еще и о том, что будет, если правило нарушено. Правила не существуют без санкций. Мы умышленно не называем слово «наказание». В этом слове слышится какой-то оттенок унижения одних и превосходства других. Слово «санкция» здесь подходит лучше. Вводя санкцию, важно помнить о трех условиях:
● санкция должна быть соразмерна наказанию. Если санкция по силе воздействия превышает наказание, она воспринимается ребенком как отмщение. Если санкция слабая, она не воспринимается ребенком.
● санкция не должна ущемлять естественных потребностей ребенка, например, лишить прогулки или оставить без обеда. Но в тот момент, когда мы говорим о подростках, мы должны помнить о том, что общение со сверстниками – это тоже естественная потребность ребенка. Поэтому запрет на общение будет воспринят подростками как несправедливое ущемление их прав.
● санкции должны быть созидательными, то есть санкция не должна ущемлять личное достоинство подростка. Цель санкции – научиться жить в соответствии с принятыми договоренностями.
На этом этапе педагог вновь предлагает родителям посмотреть на список правил, которые применяются в их семье. Ко всем ли правилам есть санкция? Знает ли ребенок об этих санкциях? Родитель должен помнить о том, что, если нет санкции, значит, и правила тоже нет. После двух-трехминутного размышления педагог просит поделиться своими размышлениями.
Обычно родители говорят о том, что подобрать подходящие санкции очень трудно. Педагог , отвечая на запрос родителей, рассказывает о том, какие существуют механизмы поддержания правил.
Есть три варианта: естественное последствие, логическое обоснование, договор.
Пример «естественных последствий»: разбил чашку – пей из стакана. Не сделал домашнего задания к этому уроку – будешь делать два задания к следующему. Вариант «логического обоснования»: если сам не можешь контролировать время прихода домой, будем звонить и напоминать об этом. Применение «договора» – апелляция к тому, что «у нас так принято». Например, в нашей семье принято всем вместе обедать в воскресенье, или навещать бабушку, или мыть посуду – это обязанность детей. Создать санкции – это непростой творческий процесс. Ребенок может выступать в качестве соавтора.

Предлагаю снова подвигаться: поменяйтесь местами те, кто узнал что-то новое, поменяйтесь те, кто будет использовать в работе.
В конце педагог просит родителей ответить по очереди на вопрос: «Что нового и полезного для себя вы вынесли из этой встречи?».
Есть хорошая пословица: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!!!»
В подарок вам буклет с основной информацией.


Пример правил:
1.      Все двери в доме должны быть всегда распахнуты, в любую комнату можно зайти без предупреждения.
2.      Нужно хранить вещи на своей полке и в своей комнате
3.      Нужно поднимать руку, если хочешь что-то сказать на уроке
4.      Нужно делать домашнее задание
5.      Все должны выполнять свои обязанности по дому
6.      Просмотр телевизора только после того, как сделаны все уроки
7.      В школу нужно приходить к определенному времени








Нужно съесть все, что положено в тарелку

Все двери в доме должны быть всегда распахнуты, в любую комнату можно зайти без предупреждения

Нужно хранить вещи на своей полке и в своей комнате

Если мама рассердится на кого-нибудь в семье, она не будет разговаривать, пока не отойдет

Гости не должны приходить без предупреждения

Нужно поднимать руку, если хочешь что-то сказать на уроке

Нужно делать домашнее задание

Если утром я долго собираюсь, папа отвезет меня в школу на машине

Если долго ныть и канючить, мне разрешат посмотреть телевизор

Все должны выполнять свои обязанности по дому
Надо быть как все

Нужно хорошо питаться
Просмотр телевизора только после того, как сделаны все уроки

Надо стараться быть вежливым

В школу нужно приходить к определенному времени



Комментариев нет:

Отправить комментарий