вторник, 18 сентября 2012 г.

Статья Гусевой Елены "Быть, а не казаться"


Не позволяйте шуму чужих мнений
перебить ваш внутренний голос.
(С. Джобс)

Мы часто говорим: «Быть собой». Что же это значит? Кто-то скажет, что для него это «китайская грамота», а кто-то определит это понятие, как быть гармоничной личностью, когда чувства, мысли и действия составляют единое целое. Давайте предположим, что в такую слаженную систему попадет, допустим, инородная мысль. И более того, мысль значимого для нас человека, к мнению которого мы прислушиваемся. Как Вы полагаете, задумаемся ли мы над тем, что «Сан Саныч дело говорит, он умный, у него опыт…»? На мой взгляд, да. И что с нами в таком случае происходит? Зачастую мы начинаем действовать вопреки своим чувствам и желаниям. Когда наш внутренний голос кричит нам о том, что как раз «Сан Саныч-то ерунду городит! И делать надо совсем по-другому!». Отсюда, и делать нельзя, и не делать нельзя. Казаться – сложно, а быть – страшно. Вот здесь и начинается внутриличностный конфликт, когда трудно разрешить противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями. Такое состояние сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, в том числе тревогой. Тревога - это одна из отрицательных эмоций, которая возникает в неопределенной ситуации при ее оценке как неблагоприятной.
Приведу пример. Сергей – важный для меня человек, тренер высокого класса. Мы часто беседуем, обсуждаем и обмениваемся идеями. Мнение этого человека для меня значимо. И вот, после очередного такого разговора, я почувствовала, что гоняю в голове одну и ту же мысль. Не уживается она во мне. Не могу избавиться от этой липкой жвачки. «Чужая» мысль мешает чувствовать, действовать, жить. Как я успела ее подхватить? Пытаясь вспомнить все, о чем мы говорили, всплывают слова: «Лена, а почему именно там? Это неудобно», я отвечаю: «Там красиво!»… и слышу молчание в ответ. Только теперь, проанализировав ситуацию, я понимаю, что моя идея не получила одобрения у Сергея: мол, ну и что, что красиво? На душе стало тревожно от того, что не понятно как поступать: прислушаться ли к мнению тренера или же делать так, как подсказывает мой внутренний голос. Мне хотелось понравиться Сергею, соглашаясь с ним, признав, что моя идея с выбором места ошибочна. Я побоялась сказать ему «нет»? Судя по всему, все именно так и произошло. Тогда понятна моя тревога: если я буду действовать так, чтобы быть послушной, буду ли я сама собой? Нет. А если я буду делать так, как я считаю необходимым, то мои действия могут не понравиться Сергею? Да, могут. Но тогда я буду сама собой. Вспомнилась фраза из фильма «Мирный воин»: «Люди — это не их мысли, но они думают, что это так, и это приводит их в уныние».
Или другой пример. К нам на занятия в группу пришла молодая девушка. Первый вопрос, который она задала: «Я хочу делать то, что мне нравится, что доставляет мне удовольствие. Но я не могу себе позволить заниматься любимым делом, так как это не нравится моим родителям. Но как я могу их ослушаться?! Как мне быть?». Когда начали разбираться в сложившейся ситуации, стало понятным то, что родители девушки возлагали на нее большие надежды, предъявляли высокие требования. Они не реализовали свои способности и полагали, что уж их-то дочка добьется огромных результатов в той деятельности, которая им нравилась. Как вы полагаете, что происходило тогда, когда у девушки что-то не получалось? Вы правы, она страдала, испытывала жуткое чувство вины, что не оправдала надежды родителей. Терпеть сложившуюся ситуацию не было сил – ни моральных, ни физических. Чего более всего боялась девушка? Что если она будет заниматься той деятельностью, которая ей интересна, то тем самым она вызовет гнев и недовольство родителей. Возникает страх того, что не примут такой, какая я есть, не будут любить мама и папа. И, как следствие, страх одиночества. Поэтому в детстве принимается решение «играть чужую роль». Сейчас девушка занимается в нашей группе и небольшими, маленькими шашками идет навстречу себе.
Радостно, когда вопросом «Кто я?»задаются мужчины. Почему радостно? Вспомните, как воспитывают мальчиков. Какие слова им говорят? Что они должны быть сильными, они не должны плакать, они должны терпеть боль и страдания, быть выносливыми. Вот один из таких примеров. Довольно успешный, по мнению социума, мужчина: семья, двое детей, управляющий филиалом крупной кампании, без материальных затруднений. Пришел на консультацию с вопросом о том, что ему не интересно жить, не испытывает интереса в работе. Прозвучала такая фраза: «Я понимаю, что живу чужими установками. Но где тогда я? Как мне найти себя?». Его мучали частые боли в сердце, но никаких изменений врачи не обнаружили. Почитав книги М.Е. Литвака, понял, что дело не в теле, а в душе: что-то он не так делает. В процессе работы выяснилось, что мужчина в детстве много рисовал, его это увлекало. Кисти, запах краски, акварель… когда он об этом рассказывал, на его глазах появились слезы. По материальным соображениям и по причине занятости родители не могли позволить себе отдать сына в художественную школу. В школьные годы, мальчик оформлял стенгазеты и говорил, что обязательно станет художником. Над ним посмеивались, а учителя поучали: «Художник! Да они все не от мира сего! Волосатые, немытые, вечно грязные, бедные. Что это за профессия? Будешь потом побираться и портреты прохожих рисовать!». Поддержки в семье мальчик не находил. И, в конце концов, под воздействием мнения окружающих, им было принято решение, что, действительно, художник – это не профессия, а лучше быть «большим начальником».Достигнув определенных высот в карьере, тем не менее душевного комфорта мужчина не находил, что и привело к психосоматическому заболеванию. Вспомнилась фраза, которую я прочла в книге М.Е. Литвака, часто болезни – это крики неразвитых способностей.
Как вы полагаете, как будет чувствовать себя человек, который идет против своих желаний? Плохо. Он будет пытаться понравиться, «вставая на цыпочки», он будет бояться сказать «нет», он будет тихо ненавидеть того, кому подчинится. Получается, что он думает одно, говорит второе, а делает третье. И буря противоречивых чувств ему обеспечена. Знакомо ли вам такое состояние? Если «да», то мне хочется сказать вам: учитесь слушать себя, свой внутренний голос. Будьте собой! Смелее!

Комментариев нет:

Отправить комментарий